Игорь |
|
Администратор
Всего записей: 1268
Дата рег-ции: Окт. 2004
Откуда: Москва, Россия Карма: 1 Поощрить/Наказать
|
Вот решил поднять эту тему, поскольку часто возникают споры о том, что практика без теории не возможна, так же как теория без практики. Хотелось бы узнать мнение других на эту тему. Для начала, хочу рассказать один случай из личной жизни. Когда я учился в первом ВУЗе (РГУФК), у нас в соответствии с учебному планом, была педагогическая практика в школе, которая заключалась в следующем. Студенту необходимо было составить план урока физической культуры в общеобразовательной школе, т.е. весь урок необходимо было расписать по упражнениям и вплоть до минуты. Далее в присутствии учителя физической культуры и педагога – экзаменатора из РГУФКа провести с учениками школы открытый урок по составленной студентом программе. Урок естественно должен совпадать полностью с тем планом, который заранее составлен, причем план с уроком должен совпадать полностью и по упражнениям и по минутам и т.д. любое отклонение от плана грозило не сдачей экзамена по практике и педагогике. Во время проведения урока, педагог сверял по плану все упражнения и всё по минутам. В сам процесс не вмешивался, а в конце урока студенту либо ставили оценку и поздравляли, либо экзамен не засчитывали и студенту приходилось пересдавать экзамен. При проведении урока ученикам разрешалось баловаться и мешать студенту проводить урок. Мне достался 7 класс. Перед уроком, я подошёл к преподавателю и педагогу-экзаменатору, вручил им зачётную книжку и план урока. Потом пошёл строить учеников. Они как и положено начали баловаться и не слушаться. Я сразу же вернулся к преподавателям, которые присели на скамеечку и наблюдали за моими действиями. Подойдя к экзаменатору, я спросил у него разрешение провести урок так, как я посчитаю нужным но он будет отличаться от того плана который я составил в соответствии с теорией физической культуры. Экзаменатор улыбнулась и дала разрешение. В результате урок я провёл не в соответствии с планом и теорией, а как чувствовал класс и как посчитал нужным. В конце урока учитель физической культуры мне похлопала вместе с классом, а педагог-экзаменатор отдавая мне мою зачётку сказала: - Отлично, с закрытыми глазами отлично! Вы бы не хотели работать в школе учителем? Я ответил: - Что это не для меня. Послесловие. Именно по этой причине я не работаю в школе учителем физической культуры, и по этой же причине отказался работать в ШВСМ при спорткомитет в качестве тренера. Не люблю бумажную работу, а люблю реальное общение и живую работу.
Хотелось бы услышать мнение других на эту тему. :) Теория и практика едины?
----- S.I.A. |
|
|
|
|
Clubmaster |
|
Интересующийся Участник
Всего записей: 35
Дата рег-ции: Дек. 2004
Откуда: Москва, Россия Карма: 0 Поощрить/Наказать
|
А я бы, Игорь, разделил урок в школе и тренировку со спортсменами. Несколько лет назад меня попросили в школе, где я веду тренировки по ТКД, взять начальную школу. Вести у них физ-ру. А что, думаю, нормально - время днём свободное, реклама будет шикарная и т. д. В общем согласился. Не прошло месяца, как я проклял, себя, школу, учеников и весь мир! По бумажной работе проблем особых не было. Написал тематическое планирование, поурочное и всё остальное. Но работал как и в твоём случае по наитию. Каждый урок практически как бог на душу положит (только примерно придерживаясь общеобразовательных требований). Лишь бы никто не травмировался и научились бы хотя бы примерно делать то, что положено им уметь.
А вот с тренировками вообще наоборот. Когда первое время работал с примерной программой, полностью держа её в голове, было сложно. Часто случалось идти на поводу у группы - зависеть от общего настроения. Это, считаю, конечно надо, но в разумном количестве. А получалось уже с ущербом для тренировочного процесса. А когда все свои мысли на эту тему прописал, систематизировал на бумаге, стало намного легче работать. И результат стал более заметен. Ошибки и упущения чётко просматриваются и очень быстро получается вносить поправки. Поэтому сейчас стараюсь по максимуму всё расписывать. Составляю программы и на лагеря, и на разные периоды учбного года, и для практически для каждой группы в каждой школе отдельно.
----- Совершенству нет предела |
|
|
|
|
Игорь |
|
Администратор
Всего записей: 1268
Дата рег-ции: Окт. 2004
Откуда: Москва, Россия Карма: 1 Поощрить/Наказать
|
ClubmasterЦитата:А я бы, Игорь, разделил урок в школе и тренировку со спортсменами. |
Я уже делю. Самая главная причина в том, что на урок физической культуры в большинстве случаев идут с неохотой, а на тренировку в основном по собственному желанию. Цитата:Часто случалось идти на поводу у группы - зависеть от общего настроения. |
Тот случай который я описал, не относится к этому. Дело в том, что, группу необходимо чувствовать. Например, тот же первый урок, нельзя проводить так же как и последний. В первом случае учащиеся ещё не проснулись морально, а во втором случае они уже утомились от прошедших уроков, и у них нет такого внимания как на первых уроках. В том случае урок был составлен по стандартной методике и в соответствии с учебным планом , но он же (т.е. план) не включает в себя упоминания каким уроком является по счёту в школе. Построив ребят я сразу понял, что они утомлены, (был по счёту уже 7 урок). И давать им сухую методику мне не хотелось. По этой причине, я их заинтересовал, по другому, я дал необходимый набор упражнений но в игровой системе и ввел небольшой соревновательный момент. В итоге ребята «проснулись» и урок прошёл на ура, в общем как положено. Не думаю, что это значит - «идти на поводу у класса». Согласен, что необходимо проектировать и планировать тренировку, нужны микро и макроциклы, которые естественно составляются и планируются в соответствии с подготовленностью группы и её общим уровнем. Но ведь это методика и педагогика, а не теория. Теория – это «сухой» план стандартной тренировки. Но от «сухой» тренировки люди утомляются, и не будет никакого толку, а стандартные тренировки которые идут изо дня в день, тоже не дадут результатов. От сюда и возник такой вопрос. SysManСамое интересное в том, что это действительно прошло с «восточным акцентом», т.е. я провел урок как тренировку. Причем после тренировки, учитель физической культуры меня часа полтора расспрашивал об упражнениях, которые я давал на уроке и записывал это всё в тетрадь. Вот в этом вся штука и есть. Ранее была методика, и не было теории, всё передавалось от Мастера к Мастеру, естественно не в печатном виде, поэтому как такой теории не было. А точнее теории в том виде, в котором она понимается в настоящее время. :) ----- S.I.A. |
|
|
|
|
SysMan |
|
Награждён орденом «Заслуженный участник» III-ст.
Всего записей: 326
Дата рег-ции: Окт. 2004
Откуда: Санкт-Петербург, Рос ...
Карма: 1 Поощрить/Наказать
|
У меня сложилось ощущение, Игорь Анатольевич, что "теория" (в рамках этого поста) для вас если не жупел, то нарицательное для чего-то сугубо формального по крайней мере. Не ожидал, знаете ли, или не понял чего-то... Теория, в основе своей - закрепление принципов, понятий, и их взаимосвязи, выявление и закрепление причинно-следственных связей очевидно... Весь практический опыт, будучи проанализирован, структурирован и обобщён - "превращается" в теорию, тоже очевидно. Это более чем ярко проявляется в естественных науках. И, на мой взгляд, не важно какая это теория: сформированная современной академической системой, или Васей Пуп Кин-ом за столетия... Другое дело, наше образование, которое нам позволяет или нет понять, довериться, принять тезаурус современной науки или "восточных знаний от мастера к мастеру". Ещё одно свойство теории - с её помошью можно определить/спрогнозировать вектор будущего развития чего либо. Практика не даёт нам таких механизмов, не случайно есть мат. аппарат, используемый для анализа результатов практики, а значит и практика запросто может быть "пшиком".
Я специально не использовал никаких примеров из соотв. предметной области, дабы попытаться активизировать абстрактное мышление читателей.
PS:Весьма показательный пример единения теории и практики продемонстрирован в теме про "пульсометрию".
PS2: Не удержусь и приведу вам пример из своей проф. сферы: был эпизод в жизни, когда надо было написать коммуникационную программу для связи двух миниЭВМ ("компов", то есть) разных архитектур... долго ли коротко выяснилось мною, что выгорел коммуникационный порт на одной из мини-ЭВМ. Выяснилось "теоретически", по поведению коммуникационных программ. Далее. Мне не верят. На моих глазах запускают тестовую программу, которая при наличии перемычек (заглушки) на порту, позволяет посылать и принимать себе что-то. Программа показывает, что порт - живой! Я растерян, но не сдаюсь. Начинаю выдергивать перемычки одну за другой - тестовая программа посылает и принимает... Я выдернул все перемычки! Тест показывает - всё работает! Понимаете ?! Гальванической связи нет, а байты передаются и принимаются!!! Рядом стоит профессура (к.т.н-ы и д.т.н-ы в физике, жужат про электромагнитные наводки и прочий "астрал") и, морща затылочную часть лица, соглашаются, что тест работает неправильно, проблема не в моём ПО.
Мораль сей истории такова, если бы я не знал схемотехники (то есть теории) лучше (как выяснилось) чем "писатели" теста, то сдался бы сразу, и потерял бы заказ на ПО. Иными словами практика взяла бы верх над теорией. Но, воспользовавшись собственным знанием теории, я с помошью практики (выдёргивание перемычек) доказал правилность теории (то есть первоначальной версии о погоревшем порту).
(Отредактировано автором: 13 Июня, 2005 - 02:20:31)
----- Р.Р.Л. |
|
|
|
|
Oleg |
|
Интересующийся Участник
Всего записей: 39
Дата рег-ции: Дек. 2004
Откуда: Жлобин, Беларусь Карма: 0 Поощрить/Наказать
|
Цитата:Но, воспользовавшись собственным знанием теории, я с помошью практики (выдёргивание перемычек) доказал правилность теории |
Бывает и так. В таких точных науках, как физика, химия, ..., и в данном случае электроника такое бывает довольно часто. Я имею в виду, что теория "выскакивает" и "бежит" в переди практики... А вот что каксается тренировочного процесса и работы с живыми людьми особенно с детьми, то такое ежели и бывает, то гораздо реже, гораздо. На мой взгляд интуиция (наитие), и жизненный опыт, здесь более применимы (с большим КПД) нежели тонкий математический просчет. Не претендую на истину, просто мысли... |
|
|
|
|
Игорь |
|
Администратор
Всего записей: 1268
Дата рег-ции: Окт. 2004
Откуда: Москва, Россия Карма: 1 Поощрить/Наказать
|
SysMan и Oleg Я понимаю что Вы желаете мне сказать. Но мне кажется, Вы не понимаете в полном объёме то, что хочу пояснить я. Попробую немного по другому. Я не против теории основанной на практике, так же не против практики которая базируется на теории основанной на предыдущем опыте. Я против «сухой» теории, которая далека от практики. Тот пример из личной жизни который я привёл, хороший тому показатель. Дело в том что учебники по теории чаще всего пишут люди, которые и в зал то никогда не заходили. В качестве примера я уже приводил урок физической культуры. В теории пишут голую методику, и ни одной ссылки на самочувствие учеников, ни одной ссылки на уточнение количества учеников в классе, ни какой корректировки на весеннее – осенний период, периоды каникул, периоды контрольных и зачётов по другим предметам, не учитывается один из самых главных критериев, т.е. какой урок по счёту, первый он с самого утра или уже 7-8 после пары контрольных, когда ученик уже не в состоянии не то что бегать, а стоит от утомления еле еле и т.д. И не смотря ни на что, учителю физ-ры необходимо чётко соблюдать тематический план. У меня много учителей знакомых, они часто рассказывают как им попадало за то, что ни отходили в сторону от программы и т.д. Реальный пример. Когда я сам учился в 8 классе. У нас был прекрасный педагог по русскому языку и литературе. Она никогда не работала по утверждённому плану, но все ученики школы её просто обожали и с удовольствием шли на её уроки, урок на урок не был похож, иногда он проходил в виде игры, иногда в виде вопроса и ответа и т.д. Все ребята знали программу, утверждённую по плану среднего образования. Но пришло время, и пришёл новый директор в школу, которого самого «повысили» за сплетни из департамента и перевели в школу. Так вот этот педагог, первый попал в не милость и его уволили за несоответствие педагогическому статусу. Понятное дело знающие Педагоги с большой буквы никому не нужны, потому как рядом с ними тупость директора сразу будет видна.
----- S.I.A. |
|
|
|
|
Днепровский |
|
Награждён орденом «Заслуженный участник» III-ст.
Всего записей: 312
Дата рег-ции: Апр. 2005
Откуда: Днепропетровск, Укра ...
Карма: 0 Поощрить/Наказать
|
2 Игорь Цитата:Я против «сухой» теории, которая далека от практики. | Цитата:. В теории пишут голую методику |
"Сухая" теория это прикрытие для недоучек, которые берут "Программу для ..." и гонят чётко по ней.Хотя опять же по одному и тому же плану-конспекту можно провести совершенно разные занятия.К примеру, в программе написанно "Обучение передачи мяча от груди".Большинство преподователей берут мяч показывают и обьясняют технику.Строят две колонны и смотрят за выполненнием.Скучно,монотонно,одинаково в пятом и одинадцатом классе.ВСЁ! Но если бы параллельно рассматреть задачи на развитие двигательных качеств, то можно было бы это же задание разнообразить за счёт временных и количественных характеристик, взятых уже из теории физиологии.Если использовать дидактические принципы из педагогики то, можно варьировать и усложнять всё то же задание.Используя знания особености возрастной психологии можно заранее прогнозировать поведение класса на уроке.И т.д. и т.п.И всё это "сухая" теория разложенная в разных учебниках.Но тот кто хочет эту "сухую" теорию слаживает вместе и оживляет.А кто не хочет или не умеет, тот сетует на её не пригодность к практике. Судя по приведёному Вами примеру у Вас прекрасно получается соединять "сухую" теорию с " голой" практикой и получать "живое" общение с детьми. P/S Кавычки "" использовал для лучшего понимания. :) |
|
|
|
|
Игорь |
|
Администратор
Всего записей: 1268
Дата рег-ции: Окт. 2004
Откуда: Москва, Россия Карма: 1 Поощрить/Наказать
|
ДнепровскийПо Вашим словам, можно подумать что я недоучка, который не понимает теории. Ну да ладно, не буду цепляться к словам, что бы не отходить от темы обсуждения. По теме. Цитата:Но если бы параллельно рассматреть задачи на развитие двигательных качеств, то можно было бы это же задание разнообразить за счёт временных и количественных характеристик, взятых уже из теории физиологии. | Цитата:Если использовать дидактические принципы из педагогики то, можно варьировать и усложнять всё то же задание. | Цитата:Используя знания особености возрастной психологии можно заранее прогнозировать поведение класса на уроке.И т.д. и т.п. |
Обратите внимание на все Ваши предложения. Во всех вышеперечисленных предложениях, идёт указание на сопутствующие дисциплины. Без которых, та же теория ничего не стоит. Я же имел ввиду именно «сухую теорию» не подкреплённую перечисленными Вами дисциплинами. Именно ту теорию, которую пишут те кто к практики никакого отношения не имеет. Именно на теорию в которой всё построено без предварительного анализа базирующегося на практике, а если и был предварительный и экспериментальный анализ, то опять же базирующийся на такой же теории, а не на практики. ----- S.I.A. |
|
|
|
|
Днепровский |
|
Награждён орденом «Заслуженный участник» III-ст.
Всего записей: 312
Дата рег-ции: Апр. 2005
Откуда: Днепропетровск, Укра ...
Карма: 0 Поощрить/Наказать
|
2 Игорь. Цитата:По Вашим словам, можно подумать что я недоучка, который не понимает теории. Ну да ладно, не буду цепляться к словам, что бы не отходить от темы обсуждения. |
Ни в коем случае я такого не имел ввиду.Но форум читают и другие люди.И разъяснения были для них. Цитата:Я же имел ввиду именно «сухую теорию» не подкреплённую перечисленными Вами дисциплинами. Именно ту теорию, которую пишут те кто к практики никакого отношения не имеет. |
Извините , Игорь, но не могли бы Вы привести пример этой самой "сухой теории". Просто для меня школьная программа - это не теория, а методические указания к учебному процессу.Где количество часов и минут больше привязанно к пед.нагрузке и "Трудовому законодательству" чем к обучающему процессу.Там даны задачи уроков и расчасовка согласно которой нужно вести урок.Средства и методы не расписаны.Учитель сам их подбирает согласно плану.Школьная программа не теория, а своего рода вспомогательная шпаргалка для учителей, которые обязаны владеть и теорией и практикой. Или мы говорим о разных вещах? |
|
|
|
|
Игорь |
|
Администратор
Всего записей: 1268
Дата рег-ции: Окт. 2004
Откуда: Москва, Россия Карма: 1 Поощрить/Наказать
|
ДнепровскийЦитата:Ни в коем случае я такого не имел ввиду.Но форум читают и другие люди.И разъяснения были для них. |
Тогда зачем задаёте вопросы Вы? Кому надо думаю сам бы задал вопрос, если ему что то не понятно. ;) Цитата:Игорь, но не могли бы Вы привести пример этой самой "сухой теории". |
Вы уже сами практически ответили на этот вопрос. Вот этими словами: Цитата:Просто для меня школьная программа - это не теория, а методические указания к учебному процессу. |
Именно указания, а не рекомендации. Т.е. которые Вы в обязательном порядке должны выполнять, так как УКАЗАНО, а не так как Вы считаете нужным как практик. Ведь выполняя те самые указания, Вы и только Вы, будите находится в зале и выполнять, и если что то случиться, или не получаться те самые требуемые результаты, то Вам просто попадёт от начальства и все скажут что Вы плохо тренируете, но никто не скажет что плохая методика и указания. И ни кого не будет интересовать по указаниям Вы тренировали, или по опыту, а все будут смотреть только на результат Вашего труда. ----- S.I.A. |
|
|
|
|
Игорь |
|
Администратор
Всего записей: 1268
Дата рег-ции: Окт. 2004
Откуда: Москва, Россия Карма: 1 Поощрить/Наказать
|
ДнепровскийПочему же о тренировках? Как раз о том, что Вы и спросили. Ведь результат в школьной программе, это как раз и сеть выставление государственной оценки, за выполненное некое действие, например, за тот же кувырок вперёд или бросок мяча в кольцо. При этом и кувырок и бросок, должны быть выполнены правильно, а точнее в соответствии с нормативами (читайте указаниями). Цитата:Писать и указывать не обязательно под конкретный случай, ведь уже и так всё расписано и указано в других нормативных документах. К примеру, если урок предписан и указан длиться 45 минут, то естественно, что вы не будите обучать на этом уроке на протяжении целого часа тот же кувырок. P.S. Единственное в чём ошибся в прошлом сообщении, это вместо слова ПРЕПОДАВАТЬ, поставил ТРЕНИРОВАТЬ, по привычке, но от этого суть ответа не меняется. И втрое пояснение, не забывайте мы говорим о теории, а не о практических рекомендациях и указаниях типа: Цитата:Об указаниях.Пишут "Обучить передаче мяча от груди" - 15 мин в течении урока, 3 урока в течении четверти.Потом "Совершенствовать ..." и т.д. |
----- S.I.A. |
|
|
|
|
|