Игорь |
|
Администратор
Всего записей: 1268
Дата рег-ции: Окт. 2004
Откуда: Москва, Россия Карма: 1 Поощрить/Наказать
|
В последнее время меня забросали вопросами по пульсу. Решил помочь всем страждущим. Получайте полную выкладку. Источник: Курс лекций. Раздел: Объективный контроль. Тема: Определение пульса. Пульс определяется в начале занятия, в середине, и в конце. За 10 секунд на лучевой артерии, на сонной артерии, иногда на сердце – его пульсации. Величина пульса:Пульс за 1 минуту в покое. 7 лет – мальчики 85, девочки 86. 8 лет – мальчики 82, девочки 84. 9 лет – мальчики 80, девочки 82. 10 лет – мальчики 76, девочки 79. 11 лет – мальчики 74, девочки 78. 12 лет – мальчики 72, девочки 75. 13 лет – мальчики 73, девочки 76. 14 лет – мальчики 72, девочки 72. 15 лет – мальчики 72, девочки 72. 16 лет – мальчики 70, девочки 74. 17 лет – мальчики 68, девочки 72. 18 лет – мальчики 62, девочки 80. 18 - 34 года – мужчины 62-72, женщины 62-72. Иногда, мужчины 80-82, женщины 80-82. Нагрузки:Для молодого возраста при максимальном пульсе 190-200 в минуту. Оптимальная нагрузка 160-170 в минуту, т.е. 85% от максимальной, для среднего возраста (т.е. до 50 лет). Формула для расчёта пульса по нагрузкам:Максимальная нагрузка. Берём максимальный уровень, вычитаем возраст, получаем оптимально допустимое. В схеме это можно изобразить таким образом: Max P = 200 – возраст. Пример: Спортсмену 20 лет. Max P = 200 – 20; получаем 180. Итог: Для 20 летнего спортсмена, наилучшим пульсом для получения результата будет работа при пульсе в 180 ударов в минуту. Т.е. на 85% от максимально допустимой. И небольшое дополнение. Тренировочный эффект начинает появляться уже при работе на пульсе 120 ударов в минуту. Пользуйтесь на здоровье. ----- S.I.A. |
|
|
|
|
SysMan |
|
Награждён орденом «Заслуженный участник» III-ст.
Всего записей: 326
Дата рег-ции: Окт. 2004
Откуда: Санкт-Петербург, Рос ...
Карма: 1 Поощрить/Наказать
|
Игорь, строго говоря, возрастная динамика ЧСС-покоя известна из многочисленных справочников; предел в 200, равно как и в 220, кочует от источника к источнику. ЧСС - прямое отражение текущих энергозатрат при совершении работы (выполнение упражнения), равно как и процесса восстановления энергетического потенциала. Вторым важным показателем является продолжительность двигательных актов при соотв. ЧСС-е, ибо например при пульсе в 180 истощение наступает в течение десятков секунд, поскольку расходуются запасы АТФ, КрТФ и т.д. - то есть наиболее доступные и быстро-мобилизуемые, но медленно-восполнимые в рамках пауз отдыха. Осветите, пожалуйста, такие аспекты использования пульсометрии, как контроль за ходом выполнения упражнений таких категорий: скоростных, скоростно-силовых, силовых. С границами продолжительности выполнения и пауз отдыха. А то ведь, кто-то может нечайно решить, что при ЧСС=180 можно гонять без передыху в течение одного часа десятилетних детей первого/второго года обучения - что есть абсурд, не сказать хуже. Цитата: И небольшое дополнение. Тренировочный эффект начинает появляться уже при работе на пульсе 120 ударов в минуту.
|
Позвольте пооппонировать (вместе с ТиМФК/Курамшиным), это зависит от целевой направленности упражнения: для скоростных - паузы отдыха большие поскольку КТЭ проявляется при "фазе восстановления и супер-восстановления" наилучшим образом, силовые - тоже самое. Выносливость - стало быть, на "недовосстановлении". Отсюда: нижний порог ЧСС в паузе отдыха, перед началом последующего подхода в очень разных пределах. ----- Р.Р.Л. |
|
|
|
|
Игорь |
|
Администратор
Всего записей: 1268
Дата рег-ции: Окт. 2004
Откуда: Москва, Россия Карма: 1 Поощрить/Наказать
|
SysManЦитата:Осветите, пожалуйста, такие аспекты использования пульсометрии, как контроль за ходом выполнения упражнений таких категорий: скоростных, скоростно-силовых, силовых. С границами продолжительности выполнения и пауз отдыха. А то ведь, кто-то может нечайно решить, что при ЧСС=180 можно гонять без передыху в течение одного часа десятилетних детей первого/второго года обучения - что есть абсурд, не сказать хуже. |
По идее ответ на этот вопрос должен знать любой тренер, который обладает высшим педагогическим образованием. Если взять всю тренировку за 100% и перенести её на школу в 100 условных единиц. При условии, что тренировка длится 1,5 – 2 часа. Стандартная спарринговая. То нагрузка должна распределяться следующим образом: 1. Разминка 1 часть. 5-7 единиц. Пульс 90-110. Время 5-10 минут. Нагрузка 10% от максимальной. 2. Отдых 1 минут. В движении. 3. Разминка 2 часть. 18-20 единиц. Пульс 120-140. Время 15-20 минут. Нагрузка 30% от максимальной. 4. Отдых после разминки 3-5 минут. (В это время одевается экипировка). 5. Основная часть тренировки 1 половина. Плавное увеличение нагрузки. 20-25 единиц. Пульс 140-160. Время 25-30 минут. Нагрузка 65-75% (в некоторых случаях 75-85%) от максимальной. Через каждые 2 минуты интенсивной работы 10 секунд отдых. 6. Отдых 3-5 минут. Переход на другое задание. 7. Основная часть тренировки 2 половина. Менее плавное увеличение нагрузки по сравнению с 1 половиной основной части тренировки. 20-25 единиц. Пульс 180-200. Время 15-20 минут (при слишком большой интенсивности 10-15 минут). Нагрузка 90-100% максимум. Через каждые 2-3 минуты интенсивной нагрузки 20-30 секунд отдых. Т.е. пик нагрузки на 100% на 75 единице тренировки. 8. Заключительная часть тренировки 1 половина. Снижение нагрузки на 40% от максимума. Снижение должно быть примерно в 2 раза быстрее, чем было увеличение в основной части тренировки 2 половины. 20-25 единиц. Пульс 140-150. Время 15-20 минут. Через каждые 2 минуты работы 10-20 секунд отдых. 9. Заключительная часть тренировки 2 половина. Снижение нагрузки на 50-60% от максимальной. 10-20 единиц. Пульс 120-140. Время 10-15 минут. Через каждые 3 минуты работы 30 секунд отдых. 10. Окончание тренировки. Восстановительные упражнения. 5 единиц. Восстановление пульса до 90-110. Время 3-5 минут. Все применительно к спортивной группе т.е. к группе высшего спортивного мастерства и группе спортивного совершенствования. Для групп начальной подготовки и детских, параметры пульса и продолжительность работы должны быть снижены. Неизменным должен остаться только график распределения нагрузки по единицам, т.е. шкала увеличения и снижения нагрузки. Всё выше перечисленное относится только к стандартной тренировке, и не относится к тренировкам, имеющим направленность в общей и специальной физической нагрузке, а так же к тренировкам на «прорыв». Во всех случаях неизменным остаётся только график распределения нагрузки по единицам. Цитата:Позвольте пооппонировать (вместе с ТиМФК/Курамшиным), это зависит от целевой направленности упражнения: для скоростных - паузы отдыха большие поскольку КТЭ проявляется при "фазе восстановления и супер-восстановления" наилучшим образом, силовые - тоже самое. Выносливость - стало быть, на "недовосстановлении". Отсюда: нижний порог ЧСС в паузе отдыха, перед началом последующего подхода в очень разных пределах. |
Вне зависимости от направленности тренировки, тренировочный эффект достигается при пульсе 120 уд/мин. А то, что Вы попытались пояснить про восстановление и недовосстановлении, то это в биохимии называется «Режим суперкомпенсации». Т.е. говоря обыкновенным языком, тренировку необходимо начинать тогда, когда организм ещё полностью не восстановился, только в этом случае будет эффект на увеличение тренированности и увеличение общей и специальной выносливости. А если начинать тренироваться после полного восстановления, значит начинать всё сначала. Именно по этому, после большого перерыва в тренировках, первая тренировка, как правило идёт на подъёме, а последующие идут у спортсмена с апатией и большим не желанием, отсюда и тренировочный эффект сводится к нулю. Другими словами, если увеличить период отдыха во время тренировки, и дать спортсмену отдохнуть полностью, то тренировочный эффект снижается, вне зависимости от направленности тренировочного процесса. ----- S.I.A. |
|
|
|
|
SysMan |
|
Награждён орденом «Заслуженный участник» III-ст.
Всего записей: 326
Дата рег-ции: Окт. 2004
Откуда: Санкт-Петербург, Рос ...
Карма: 1 Поощрить/Наказать
|
Игорь Анатольевич,
1) на чём основана ваша рекомендация относительно скорости возрастания и убывания нагрузки в приведённом примере "пульсового профиля"?
2) в пункте 7 вы говорите о 90-100% степени нагрузки (зона максимальной нагрузки) - надо думать, что такие тренировки не могут быть частыми?
3) поясните, пожалуйста, физический смысл "единицы нагрузки"?
4) "стандартная спарринговая" тренировка - это скоростная, скоростно-силовая, силовая, на выносливость, СТТМ ?
5) отталкиваясь от "визуального контроля" в известных вам месте и время, надо полагать, что: пп. 1-5 - 30 минут, пп. 6-7 - 30 минут, пп. 8-10 - 30 минут?
----- Р.Р.Л. |
|
|
|
|
Игорь |
|
Администратор
Всего записей: 1268
Дата рег-ции: Окт. 2004
Откуда: Москва, Россия Карма: 1 Поощрить/Наказать
|
Цитата:1) на чём основана ваша рекомендация относительно скорости возрастания и убывания нагрузки в приведённом примере "пульсового профиля"? |
Это рекомендовано не мной. Это рекомендуют те кто пишет учебники для институтов физической культуры – Теория физической культуры. Цитата:2) в пункте 7 вы говорите о 90-100% степени нагрузки (зона максимальной нагрузки) - надо думать, что такие тренировки не могут быть частыми? |
Для спортсменов высокого класса это норма, но не смотря на это такой ритм естественно нельзя держать постоянно. Именно по этому существуют так называемые МИКРО и МАКРО циклы в тренировочном процессе. Которые, строятся по той же схеме что и отдельная тренировка, но только с небольшими корректировками относительно временного периода. Цитата:3) поясните, пожалуйста, физический смысл "единицы нагрузки"? |
В этом случае взята некая условная единица. К примеру, такой единицей может быть промежуток в 3 минуты, или 10 минут. Всё зависит от продолжительности тренировки. В приведённом примере тренировка длиться 1,5-2 часа. Если всё взять за 100%, то при тренировке в 1.5 часа (2 часа), надо 90 минут (120 минут) разделить на 100 и получим единицу измерения. Цитата:4) "стандартная спарринговая" тренировка - это скоростная, скоростно-силовая, силовая, на выносливость, СТТМ ? |
Это стандартная тренировка. Пример. 15-20 минут разминка. 30-40 минут отработка тактических приёмов, 15-20 минут, то же задание в вольном стиле, и 15-20минут работа вольным стилем в пределах правил соревнований. При продолжительности тренировки 1.5 часа. Цитата:5) отталкиваясь от "визуального контроля" в известных вам месте и время, надо полагать, что: пп. 1-5 - 30 минут, пп. 6-7 - 30 минут, пп. 8-10 - 30 минут? |
Совершенно верно. ----- S.I.A. |
|
|
|
|
SysMan |
|
Награждён орденом «Заслуженный участник» III-ст.
Всего записей: 326
Дата рег-ции: Окт. 2004
Откуда: Санкт-Петербург, Рос ...
Карма: 1 Поощрить/Наказать
|
Спасибо, Анатольич! Есть пара доп. вопросов, если позволите. Цитата: РРЛ: 1) на чём основана ваша рекомендация относительно скорости возрастания и убывания нагрузки в приведённом примере "пульсового профиля"?
СИА: Это рекомендовано не мной. Это рекомендуют те кто пишет учебники для институтов физической культуры – Теория физической культуры.
|
Совсем недавно "прополз" Курамшина с карандашиком, видимо просмотрел, не подскажите ли раздел где эта рекомендация присутствует ? Цитата: RRL: 3) поясните, пожалуйста, физический смысл "единицы нагрузки"?
СИА: В этом случае взята некая условная единица. К примеру, такой единицей может быть промежуток в 3 минуты, или 10 минут. Всё зависит от продолжительности тренировки. В приведённом примере тренировка длиться 1,5-2 часа. Если всё взять за 100%, то при тренировке в 1.5 часа (2 часа), надо 90 минут (120 минут) разделить на 100 и получим единицу измерения.
|
По времени можно что-то дозировать в тех случаях, когда выполняемая работа монотонна, сие характерно для видов спорта с циклической работой ОПД. В приведённом вами примере, тренировки пульсовой профиль нелинейный, равно как в ТКД вообще (что и Вами подчёркивалось неоднократно). То есть, нагрузку так дозировать низя. Либо, я что-то не понял. Осветите, пожалуйста, подробнее. --------------------------------------------------------------------------------------------- PS:Немножко в сторону (в качестве лирического отспупления). Ннедавно в руках держал книжицу от Мокеева, там всё про бокс. Один раздел содержал выдержки из книги "Новые методики в боксе" (Мокеев,Ширяев), там приводилась оригинальная концепция по определению и дозированию психо-физической нагрузки в тренировочном МАКРО (5-7 недель) и МЕЗО (недельный), МИКРО (дневной) циклах. Кратко, суть в следующем: I) вводится базовая "доза двигательной специализированной нагрузки" (Дсд), "вычисляемая" как степень соответствия конретного упражнения работе ОДА в поединке. Авторами предлагается поделить ОДА на 3 блока (верхний плечевой, торс, и всё ниже). Например: a) берём бег трусцой в разминке: прикидываем, что работает только ноги, принимаем Dсд = 1/3 б) работа на "лапах" - 1, ибо ОДА работает как в поединке II) вводится понятие "психо-физической специализированной нагрузки" (Дспф) - "расчитываемой" как Дсд * "степень напряжения пульсовой и эмоционально-психической". То есть, берём бег - если трусцой, то - Дспф = 1/3 (спорстмен не испытывает никаких эмоций, ЧСС "ниже среднего"), тот же бег, но в рывковых упражнениях - Дспф = 3-5, понятно что нечто а-ля "стэп-спарринг" - Дспф = 6-7. Оставшееся в таком ключе. Довольно занятная концепция, но на взгляд технаря , или человека с математическим уклоном в мЫшление - маловато научности, при изобилии опечаток, просто ляпов, а то и вовсе ереси с т.з. физиологии мышечной деятельности. Тем не менее, авторы - профессура, и защищена диссертация... Работа рекомендована для изучения/ознакомления, не пожалеете! ----- Р.Р.Л. |
|
|
|
|
Игорь |
|
Администратор
Всего записей: 1268
Дата рег-ции: Окт. 2004
Откуда: Москва, Россия Карма: 1 Поощрить/Наказать
|
SysManЦитата:Совсем недавно "прополз" Курамшина с карандашиком, видимо просмотрел, не подскажите ли раздел где эта рекомендация присутствует ? |
Извините не подскажу. Пользовался учебниками Матвеева. Цитата:По времени можно что-то дозировать в тех случаях, когда выполняемая работа монотонна, сие характерно для видов спорта с циклической работой ОПД. В приведённом вами примере, тренировки пульсовой профиль нелинейный, равно как в ТКД вообще (что и Вами подчёркивалось неоднократно). То есть, нагрузку так дозировать низя. Либо, я что-то не понял. Осветите, пожалуйста, подробнее. |
Тут видимо я не совсем понял вопроса. Но попробую ответить. С моей скромной точки зрения дозировать можно в любом варианте. Всё зависит от поставленных целей и естественно от уровня подготовки людей. Приведённая выше схема наиболее лучше действует именно в СЕ, потому как она практически идентична для всех аналогичных видов. Исключение могут составить только борцовские виды. ----- S.I.A. |
|
|
|
|
|