Форум на ASTRONCLUB.RU » БОЕВЫЕ ИСКУССТВА » ПУТЬ (Внешнее) » Правильная методика или не правильный подход.
Страниц (7): [1] 2 3 4 5 6 7 »
1. Игорь - 12 Марта, 2006 - 18:49:18
Есть интересный вопрос. Мы часто общаемся с представителями различных стилей не только БИ но и ВЕ. Не только Корейских или Японских, но и многих других. Но есть одна тенденция которая кидается в глаза любому который мало мальски уже начинает понимать суть базовой техники не только своего стиля. После очередной такой беседы, я всё же решил вынести сей момент на обсуждение, видя как многие его так сказать обмозговывают и недоумевают. И так сама суть.
Замечено (прим. и не только мной). Что чем дальше тот или иной стиль от реальности, тем и его база далека о реальности. Или другими словами, по базе, и по постановке той самой базы, возможно понять, на сколько тот или иной стиль далёк от реального боя.
Далее сами примеры.
1 пример. К нему относятся практически все спортивные виды ВЕ.
Базовая самооборона. Вне зависимости от стиля. Защищающийся, встаёт в естественную стойку (например: Нарани соги Кор. или Хэйко дати Яп.) Атакующий, встаёт в базовую переднюю стойку (пример. Ап куби Кор. или Дзенкуцу дати Яп), с нижним блоком предплечьем (пример. Пхальмок Арэ макки Кор. или Гедан барай Яп.). После чего следует атака кулаком выпадом с шагом вперёд в классическом варианте (пример. Пандэ джируги Кор. Ой – цуки Яп.) Далее следует защитное действие в соответствии с изучаемым стилем и требуемой стилистикой.
2 пример. К нему относятся практически все стили которые скажем так, отошли от спортивного направления, но так и не стали боевым, или наоборот, когда то были прикладными боевыми стилями но сейчас склоняются либо к спорту, либо являются не боевыми или другими словами мягкими стилями.
Основное отличие от предыдущей базы чисто спортивной группы, из 1-го примера, заключается только в более высокой и естественной стоке как атакующей, так и защитной. Как правило, такая стойка носит свободный характер. НО! Атака по прежнему осуществляется с шагом вперёд и удар наносится опять же с полным шагом с дальней руки. Т.е. в начале атаки, к примеру, в начальном положении левая нога впереди, человек наносит удар правой рукой с одновременным шагом правой ногой вперёд. При этом удар длинный не естественный, иногда даже амплитудный, например базовое атакующее движение с Сёмэн ути из Айкидо, или удар кулаком с одноимённым шагом в некоторых мягких стилях ХКД.
3 пример. К нему относятся стили, которые ставят базу на реальность. Т.е. база ничем не отличается от реального применения в реальных условиях. Реальные стойки, реальные удары и т.д. И вот тут самое интересное, что атака идёт из свободной боевой стойки, быстро и сильно, а самое главное без шага. (прим. имеет место быть под шаг спереди стоящей ноги). Т.е. Человек который атакует, стоит в свободной боевой позиции и у него к примеру левая нога впереди, он выдвигается вперёд на противника делая небольшой скользящий шаг с впередистоящей ноги (левой) и наносит быстрый и сильный удар правой рукой без шага правой ногой вперёд. (прим. Паро джирцуги Кор. Гяку цуки Яп.). Ещё одна особенность таких стилей, в них отсутствуют формальные комплексы типа, пхумсэ, тыль, ката, таоло и т.д. Т.е. формальная база сведена к минимуму или отсутствует полностью. (прим. Именно формальная). Хотя бывают и исключения, где в мягких и уже не боевых стилях, так же нет формальных комплексов.

Думаю о чём речь понятно. Далее сам вопрос, который мне хотелось бы обсудить.
- Зачем давать и изучать базу, которая вырабатывает ложный навык боя?

Пояснение к вопросу.
Понятно, что если на вас набегают с полного хода или делают длинную не естественную атаку с шагом вперёд, то легче вывести на большой круг и вывести на бросок. Это хорошо обычно демонстрируют Айкидоки и представители мягких стилей ХКД. Но так в реальности набегать никто не будет. Так же хорошо и легко защищаться, если на вас делают классический вариант атаки, как в спортивных направлениях. Так же нет никаких затруднений вывести человека из равновесия, когда он атакует с шагом вперёд, как я приводил пример по второй подгруппе.
Вот с этим и связан вопрос. Т.е. получается многие нарабатывают те действия, которые никогда в реальном бою или поединке не будут иметь место, за исключением если какой ни-то пьяный с горки побежит на нас замахиваясь пустой бутылкой, тогда естественно всё как по маслу пойдёт.

Пример из практики.
В беседе чаще всего слышу такую фразу:
- Все эти движения не будут иметь силы, например против боксёра.
И это естественно, ведь ни один боксёр с таким набегом или шагом атаковать не будет. Вот и получается, что у любителей по отрабатывать с шагом, на боксёре ничего не получается. Так же как не будут так атаковать и на улице, поэтому и тоже не пройдёт сей вариант. Так зачем обучать тому, что противоречит естественному течению боя.

Сразу хочу предупредить. Что мнения типа:
– так требует база,
- так даёт базу наш тренер,
- так требуется по школе для экзамена,
- так делают во всех классических школах,
- так легче понять систему защиты или вывода на круг.
И т.д.и т.п. высказывать не надо.
Лично меня интересует трезвый взгляд людей на это явление в спортивных и отошедших от реальности ВЕ и стилях, пытающихся называться боевыми. А не красивые слова об управления энергией противника который поддаётся на приёме, и которая куда то у противника девается, когда тот же самый противник не будет набегать с полного ходу, а просто подойдёт и нанесёт хороший и качественный удар без разбега, набега и без амплитудного шага.

В надежде выслушать полноценные и аргументированные мнения.

2. Михаил - 13 Марта, 2006 - 19:38:10
Игорь
Цитата:
Человек который атакует, стоит в свободной боевой позиции и у него к примеру левая нога впереди, он выдвигается вперёд на противника делая небольшой скользящий шаг с впередистоящей ноги (левой) и наносит быстрый и сильный удар правой рукой без шага правой ногой вперёд.
А будет ли эффективной такая атака, если оппонент сможет сохранять необходимую дистанцию?
Как-то я спарринговался со своим знакомым, который когда-то занимался боксом. Если мы работали только руками, то на мою голову обрушивался шквал мощных ударов. Если же в работу включались ноги (применять которые на улице никто пока не запрещает), то нанести сильный и быстрый удар с подшагом ему было гораздо труднее, поскольку мне удавалось в такой ситуации удержать безопасную дистанцию.
Другими словами, для нанесения быстрого удара с небольшим подшагом впереди стоящей ногой нужна, на мой взгляд, исходно небольшая дистанция между оппонентами.
Может быть, всё-таки техника нанесения ударов с шагом позади стоящей ногой не является такой уж оторванной от жизни?

3. SysMan - 13 Марта, 2006 - 23:26:01
Игорь,
методика - средство достижения цели. Какие цели достигаются обозначенными методиками на ваш взгляд ?

4. Oleg Novomlinov - 13 Марта, 2006 - 23:58:30
Согласен с Михаилом, данные формы относящиеся в ТКД (ИТФ) к обусловленному поединку, особенно 3-2 шаговые формы, выполняемые по прямой линии , прежде всего один из путей обучения понятию "боевая" дистанция, иного практического смысла они не имеют. Если говорить об одношаговой форме спарринга, то здесь атака выполняется из позиции нарани соги, джучум соги, свободной стойки, как по прямой, так и круговой линии.
А вообще, данная традиция, а именно атакование с шагом одноимённой ноги, имеет место быть от искусства владения оружием, будь то мечь, посох, копьё или алебарда. Следуя опять же традиции, рукопашный бой являлся частью единой системы воинского искусства, где прежде всего ценилосьумение мастерски владеть различными видами холодного оружия. А сам РБ использовался на случай утери этого самого оружия в бою, дабы забрать у противника, или защититься безоружному от вооружённого. Сейчас, когда, основные виды вооружения воина тех времён канули в лету(мечь, копьё, алебарда), на смену им пришли винтовка и автомат, видоизменились и данные понятия. Среднюю и дальнюю дистанцию исключила "пуля-дура", остался только бой на ближней дистанции, и шагать широкими шагами, как вы понимаете, некуда да и незачем. Вот и возникла данная делема: то ли идти путём древних традиций, на уровне восприятия культурного наследия давно истлевших предков(гражданские школы), то ли послав всех и вся удариться в практицизм и свести всё до тычка в глаз и пинка по голени(армейские школы). И только единицам, наверное, удаётся придерживаться золотой середины, выдавая по равной доле и сахарка, и сольки. ;)

(Отредактировано автором: 14 Марта, 2006 - 00:01:20)

5. Игорь - 14 Марта, 2006 - 02:21:08
Михаил
Цитата:
А будет ли эффективной такая атака, если оппонент сможет сохранять необходимую дистанцию?

Дистанцию сохранить, так же как и разорвать легче в естественной стоке и при естественном движении (передвижении). Если противник будет защищаться естественно, а Вы будете атаковать классически, то Ваша атака «захлебнется» на первом же Вашем движении.

Цитата:
Может быть, всё-таки техника нанесения ударов с шагом позади стоящей ногой не является такой уж оторванной от жизни?

Позволю Вам встречный вопрос задать, и тогда Вы сами сможете ответить на свой вопрос.
Вопрос:
- Вы пробовали например когда либо, атаковать в ограниченном пространстве? Например:
В узком лифте, в узком коридоре, в комнате где много посторонних предметов и т.д.

SysMan
Если Вы имеете в виду последний вариант. То данная методика вырабатывает более естественный навык реагирования на опять же реальную, а не формальную атаку противника.

Oleg Novomlinov
Вы очень хорошо подметили. Что все боевые, а не спортивные школы в своей технике отталкиваются в базе, от работы с традиционным оружием. Так вот Вам несколько стандартных примеров.
1. Традиционный меч. Вся основная база с короткого шага спереди стоящей ноги.
2. Боевой клинок (прим. нож). Вся основная база с впереди стоящей ноги и клинок в передней руке. (прим. с клинком в дальней руке и последующей атакой с шагом вперёд только в классических спортивных вариантах хосинсуль).
3. Любимый многими двойной цеп. (прим. нунтяку). База ставится на переднюю руку, и все выпады начинаются именно с впереди стоящей ноги, а не с шагом сзади стоящей.
И т.д.
Как видите, никакой классики с шагом вперёд сзади стоящей ноги нет.
Исключение могут быть только оружие средней длинны, например шест средний или посох. То оружие которое держится по середине.
Что скажете на это?

6. Clubmaster - 14 Марта, 2006 - 12:35:25
2 Михаил
Цитата:
...выдвигается вперёд на противника делая небольшой скользящий шаг с впередистоящей ноги (левой) и наносит быстрый и сильный удар правой рукой без шага правой ногой вперёд.

Цитата:
А будет ли эффективной такая атака, если оппонент сможет сохранять необходимую дистанцию?

Хм... Хочешь сказать, что держать дистанцию, когда на тебя делают шаг задней ногой сложнее? А по-моему, держать дистанцию от шага противником задней ногой, ничуть не трудней, чем от подшагивания передней. Если противник сможет сохранять необходимую дистанцию, то любой удар будет неэффективным, хоть с шагом задней, хоть с подшагом передней.

7. Oleg Novomlinov - 14 Марта, 2006 - 12:36:41
Спасибо за мысль Игорь
Вот, что я думаю по этому поводу. Вы привели примеры с учётом того, что студент уже имеет навых сохранения баланса в движении(!) и приведение к работе специфических мышц, т.е. то, что мы называем "координацией". Для того, чтобы стало ясно, поясняю на примере:
ко мне приходят новички, в основной массе не занимавшихся ранее БИ и вообще каким-то видом спорта(пример курсы самообороны для женщин о которых мы уже полимизировали в одной из тем).
1-й этап, это обучение выполнению эллементарных движений на месте, он включает в себя:изучение основыных стоек, движений руками и ногами. Для чего? Для того, чтобы научить элементарной координации - умению сохранять баланс и правильно распределять массу тела. (нарани со джируги(чаги)/ аннун со джируги(чаги));
2-й этап - освоение этих же элементов в передвижении (нарани соги - аннун со джируги(чаги)/нарани соги-гуннун со джируги(чаги)). Цели и задачи те же самые.
Примечание: вы наверное сами неоднократно замечали, как новички при выполнении атакующих движений, часто наклоняют корпус, отрывают от опоры заднюю ногу и т.д. В данном упражнении мы используем короткий шаг из фронтальной высокой позиции в позицию выпада вперёд/назад или в фронтальную низкую позицию.
3-й этап - обучение сохранению баланса в передвижениях непосредственно в стойках(гуннун со макги-гуннун со джируги(чаги), аннун со макги-аннун со джируги(чаги) и нюнджа со макги - гуннун со джируги(макги) и т.д.)
Примечание: переход из одной стойки в другую осуществляется полным шагом или же скрёстным шагом, как вперёд, так и назад)
Так вот вся эта работа,только для того, чтобы научить новичка сохранять равновесие и контролировать его, ну и попутно совершенствоание техники удров и блоков. Вы же согласитесь, что это одно из главных требований выживаемости в поединке, как там говорили древние: "прежде чем научиться побеждать, сначало надо научиться правильно стоять, ходить и дышать" (не дословно, но смысл такой).
Это довольно простая подводяшая система упражнений, не требующая специальных навыков и знаний, выработанная нашими предками и переданная нам вместе с традицией.
Дальше, мы уже учим понятию "боевая дистанция" в тех самых формах, о которых я говорил ранее.
Хотя если это работа в группе людей уже имеющих определённые координационные навыки(из собственного опыта проведение занятий с группой спецназа), то конечно не имеет смысла проходить эти подготовительные этапы и разумней будет сразу же начинать занятия с реальных боевых положений, пусть даже это просто изучение какой-то бызовой техники.
Кстати, в преведённых вами примерах работы с оружием так же используется данная система, т.е. этапы освоения техники ударов и блоков, абсолютно соответсвующие(но это ещё раз уточняю, система для новичков).

8. SysMan - 14 Марта, 2006 - 12:46:43
Игорь,

Цитата:
SysMan
Если Вы имеете в виду последний вариант. То данная методика вырабатывает более естественный навык реагирования на опять же реальную, а не формальную атаку противника.

Ок. Стало быть цель - победа в поединке, если угодно - драке. 3-ий вариант, как я понял демонстрируется Вами совместно с Николаем Светличным в эпизоде известной передачи.
На мой взгляд тут особо нечего думать, 1-ый и 2-ой варианты - для формального обучения по какой-то программе там, где смысл обучения - пройти аттестацию по фиксированным пунктам. Как вы сказали по "спортивным" стилям. В конце концов, иль-бон керуги как и кибон донджа - то же некая разумная фаза обучения, если только этим не заканчивается оно.

Цитата:

3. Любимый многими двойной цеп. (прим. нунтяку). База ставится на переднюю руку, и все выпады начинаются именно с впереди стоящей ноги, а не с шагом сзади стоящей.

Не скажу за всех, и тем более не знаком со всеми мыслимыми оружейными школами в части цепа. Однако с цеп-ом ситуация намного сложнее, чем с однозвенным оружием - ввиду его меньшей подконтрольности, чем тот же нож или шест, или палка. Нунчаку перехватывается на начальных фазах движения, посему и он (цеп) не должен оставаться на месте. Когда-то давно, мне один знакомец бывший ХКД-ист на вопрос, его штатные действия на удар в горизонтальной плоскости нунчаку в область головы - сказал мне - "увод назад", предлагать ему проверить его увод я не стал ибо учебных нунчаку у меня не было. Просто ему обьяснил, что перехватить нунчаку на выхлесте он не сумеет, не хватит координации и скорости. Но мне думается у него сработал какой-то стереотип, возможно из-за фильмов известного адепта Б. Ли, который как раз и был "грешен" тем, что после короткой разминочной эффектной серии движении загонял цеп под мышку, дескать "можете нападать, я уже готов"...
Так вот, прошу прощения за многословность, на мой взгляд, цепом можно работать в независимости от стойки и предварительного шага - в этом и заключается его (цепа) уникальность. Ближняя и средняя дистанция с нунчаку контролируется вполне адекватно. Хотя, как известно, абсолютного оружия не существует.

9. Игорь - 14 Марта, 2006 - 16:30:56
Oleg Novomlinov
Вы всё прекрасно расписали про стандартную базовую методику. (классическую). Но Вопрос именно был немного в другом. Я попробую более конкретно пояснить. Вот реальный пример. Вы думаю общались с теми же боксёрами (прим. я сам тренировался по боксу чуть более 2 лет у человека который входил в состав сборной СССР по боксу). Так вот я там не заметил стандартных стоек типа ап-куби (если не ошибаюсь гунун-чесэ в ИТФ). Все базовые удары и передвижения сразу ставятся из высокой боевой позиции, т.е. из той позиции в которой человек будет работать реально и свободно. Никаких атак с шагом с дальней ноги. Второй пример. Все удары по ТКД ногами, по нашей школе ставятся с передней ноги и без шага, и при этом опять же не с шагом с дальней ноги. А самое главное не из классической стойки, а сразу из боевой (спарринговой). И третий пример ХКД. В том стиле, в котором я практикуюсь и преподаю. Нет столько базовых классических позиций, нет формальных комплексов типа тыль или пхумсэ, всё даже базовые атаки или защита отрабатываются из естественной позиции и в естественных стойках, т.е. в тех которых человек будет стоять во время реального поединка, и наносят такие же удары, т.е. реальные, а не амплитудные с шагом. При этом заметьте, во всех трёх перечисленных примерах, никто не теряет баланса, все хорошо двигаются, и спокойно работают с любой ноги или руки, будь то впереди стоящая или сзади стоящая. Т.е. опять же чем реальнее школа, тем меньше классики.

SysMan
Цитата:
Стало быть цель - победа в поединке, если угодно - драке. 3-ий вариант, как я понял демонстрируется Вами совместно с Николаем Светличным в эпизоде известной передачи.

ДА.

Цитата:
На мой взгляд тут особо нечего думать, 1-ый и 2-ой варианты - для формального обучения по какой-то программе там, где смысл обучения - пройти аттестацию по фиксированным пунктам. Как вы сказали по "спортивным" стилям. В конце концов, иль-бон керуги как и кибон донджа - то же некая разумная фаза обучения, если только этим не заканчивается оно.

Полностью согласен.

Цитата:
Так вот, прошу прощения за многословность, на мой взгляд, цепом можно работать в независимости от стойки и предварительного шага - в этом и заключается его (цепа) уникальность. Ближняя и средняя дистанция с нунчаку контролируется вполне адекватно.

Хорошо. Предлагаю Вам выполнить не очень хитроумный тест. Встаньте в свободную позицию. Левая нога впереди и естественно левым боком вперёд. И покрутите двойной цеп в правой руке перед собой (прим. именно обязательно перед собой а не в стороне), например обратной восьмёркой. При этом не забывайте о том, что левая рука у вас впереди и противник который будет против Вас с таким же оружием, но стоять будет в противоположной Вам позиции, будет атаковать именно переднюю руку, та которая будет без оружия. Результат теста буду ждать с нетерпением.

10. Oleg Novomlinov - 14 Марта, 2006 - 18:10:06
Теперь я понял суть задаваемой темы:umnik:, а может и нет :(
Скажем так, в начале мне подумалось, что вы вопрос касается того, откуда, как нам кажется, данные (традиционные) системы упражнений в БИ. Я и объяснил свою точку зрения на традиционность. То-есть от основыных видов холодного оружия принятых в древности.
Но поскольку вы, Игорь, видимо имели иную цель, я постараюсь поррасуждать исходя из опыта собственных тренировочных занятий.
Итак, целесообразно ли использовать в методах обучения новичков, традиционные способы обучения?!
Считаю, целесообразно, в том случае, если вы помимо непосредственных навыков самообороны стараетесь ещё и научить тому виду, которым вы занимаетесь, будь то ХКД, ТКД или БОКС. Везде присутствует традиционные позиции и традиционные техники, это позволяет ученику проследить связь и более осмысленно подходить к познанию искусства и развитию в нём своей личности. Хотя, это скорей всего идеальное представление, но оно помогает взглянуть более глубже на аспекты технического совершенствования.
Поэтому и искусство, как правило существует для искусства, а не для самообороны или для победы на соревнованиях. Искусство-это прежде всего эстетическое наслаждение от ощущения гармонии между тем что ты делаешь, с собой и с противником.
Но прочитав это, вы наверное сделаете вывод, что автор совершенно оторвался от сути БИ, как раз нет. Без опоры на достаточную базу и понимание законов развития вида, а эти традиционные формы, как раз являются частью того самой цепи, которую вы выстраиваете желая или не желая того, не возможно выйти из уже достигнутых пределов и привнести то новое в свой вид, что в вас заложенно изначально. Только гениям под силу преодолевать эти пределы минуя стартовую площадку, я к таким не отношусь, вы возможно. Для вас может достаточно одного взгляда и вы уже сделали шаг в верх, а мне и большинству таких как я, а нас большинство, приходится проходить этот путь от самого начала, т.е. с "базы".
Я соглашусь с вами в том случае, если вы скажете, например, что во всех вышеперечисленных вами видах нет стандартной "базы": одели на меня перчатки и послали драться, к 5 годам такой подготовки стал бы уникальным бойцом, но в том случае если доживу до того срока.
Или же ускоренная подготовка типа "рейнджес", то и здесь мне ничего этого знать не надо, достаточно наработать несколько действенных вариантов и вперёд.
У себя я изучаю всё, используя и традиционную и современную методику(заканчивал ф/институт, кафедра бокса и тоже тренировался). Показывая традиционные методы, объясняю их на примере современных(практических), т.е. смысл и задачу, которую ставил, в моём понимании, "автор" иногда использую образцы традиционного оружия воина древности, даже оснвы техники владения посохом, цепом, мечём. Предупреждаю, я не маcтер владения этим оружием, просто вижу общие принципы и использую их. Возможно это самонадеяность или надуманность, но это то к чему я пришёл в процессе собственных занятий и пока для себя не вижу иного.
Как то, после одного из таких уроков по "традиционно-современной" технике, ко мне подошёл один из учеников-поляков(взрослый парень, занимался серьёзно айкидо и кунгфу) и сказал, что очень хорошо всё объясняю(чит. больше показываю), что до этих пор, как ему казалось, то чем он занимался ранее не имело практического смысла. Резюме: думаю просто, либо прежние инструкторы не владели предметом, либо умышленно этого не делали.
В группах самообороны несколько иной подход, хотя и там присутствут определённый набор базовых движений, конечно иные, чем описываете вы в первом посте, больше расчитанный на внезапность, быстротечность и достижение определённых практических целей.
Потом, "железный зуб" и цеп, не являлись основным оружием профессионального воина древности, это скорей оружие относящиееся к категории вспомагательного, к тому же расчитанное на очень ближний бой, как часть рукопашки. Более подходящее и отвечающее требованиям современного боя.
Я за традиции, но в осмысленом исполнении, тогда и экзамен "на пояса" не будет казаться надуманным и скучным.

(Отредактировано автором: 14 Марта, 2006 - 23:38:33)


Powered by ExBB
ExBB Full Mods 0.1.4 by TvoyWeb.ru
InvisionExBB Style converted by Markus®

[ Script Execution time: 0.0314 ]   [ Gzip Disabled ]